"Есіл ауданының білім бөлімінің Жаныспай негізгі мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі»
Коммунальное государственное учреждение «Жаныспайская основная школа отдела образования Есильского района»

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Доклад на тему: "Формирование речевой компетенции учащихся на уроках казахского языка "

13.12.2017

Жаныспайская ОШ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование речевой

компетенции учащихся на уроках                

                                   казахского

языка

 

 

 

 

 

                                                                            

Подготовила и выступила Кабылбекова Г.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование речевой

компетенции учащихся на уроках                 

                                  казахского

языка

     

   

                 

    Выступление на заседании методического совета

 

                 

               учителя казахского языка и литературы

Кабылбекова Г.С.

 В

современном обществе формирование речевой компетенции вызывает большой интерес,

так как существует большая проблема, связанная с явным недостатком языкового

воспитания, низкой языковой компетенцией большей части населения. Конечно же, с

ранних лет человек должен учиться владеть основными навыками: самостоятельно

мыслить, искать наиболее правильные пути преодоления трудностей; владеть

богатым словарным запасом, быть коммуникабельным, самостоятельно работать над

собственным развитием. В связи с этим требования к казахскому языку в школе

включают формирование не только лингвистической, но и речевой компетенции

школьников, связанной с культурой устной и письменной речи, правилами и

способами использования языка в разных речевых ситуациях.

        Попробуем

 определить основные причины, из-за которых у школьников возникают

проблемы с овладением коммуникабельных навыков:

-  Коммуникативный

аспект культуры речи остаётся не полностью разработанным. Современные учебники

до сих пор не могут в достаточном объёме обеспечить формирование навыков

речевого общения в различных жизненных ситуациях.

 

          -  Современная жизнь отучает детей

думать и оценивать окружающую действительность самостоятельно. Речь детей часто

бедна из-за того, что у них нет потребности говорить более выразительно и

красиво. Речь – это, прежде всего, общение, т.е. понимание людьми друг друга,

диалог. Но современная методика в основном развивает монологическую речь, а

умение слушать и слышать собеседника не формируется.

Таким образом, главная цель педагогической деятельности -

формирование языковой и речевой компетенций учащихся на основе

коммуникативно-деятельностного подхода к процессу обучения, позволяющих на

практическом уровне овладеть казахским языком. Педагог должен обучать родному

языку в тесной связи с нравственным воспитанием, прививать любовь к своей

стране, к своим близким через языковую среду. Умение грамотно выстроить свою

речь на высоком уровне возможно, если есть понимание и знание того, как с

помощью разнообразных лексических и грамматических средств языка отражается

окружающий нас мир, выражаются наши мысли и чувства. Как нужно пользоваться

этими средствами, чтобы быть понятным окружающими, и как правильно понять смысл

обращённой к тебе речи.

Можно

выделить следующие задачи педагога:

 

         1. Научить работать с текстом (выделять

главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать

обобщения и выводы);

 

         2. Формировать умение вести дискуссию,

слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную

аргументами;

 

         3. Вырабатывать навыки создания новых

текстов, повышать творческий потенциал учащихся, словесно-логического мышления;

 

       

Для достижения цели можно использовать следующие

педагогические технологии:

-технология

проблемного обучения позволяет всесторонне и гармонично развивать

ребёнка;

-технология уровней дифференциации на основе

обязательных результатов позволяет отработать образовательные стандарты,

предупредить неуспеваемость;

-технология

проведения учебных дискуссий  развивает навыки

публичного выступления;

-технология

личностной ориентации (обучение в сотрудничестве развивает

взаимоответственность, способность обучаться в силу собственных возможностей

при поддержке своих товарищей);

-проектная

технология позволяет повысить и углубить интерес детей; развивает

творческие способности учащихся путем формирования компетентности в сфере

самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления; помогает

школьникам приобрести исследовательские и  коммуникативные умения, навыки

работы с большим объемом информации;

-информационно-коммуникационные

технологии активизируют психические процессы учащихся: память, внимание,

восприятие; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение

 познавательного интереса, формируют информационную культуру.

Важно работать с текстом больших художников слова: так

будет постепенно формироваться, создаваться «твердый зрительный образ» слова,

предложения, твердая лингвистическая подготовка.

 Чтобы сформировать у

учеников коммуникативную компетенцию, научить их мыслить самостоятельно,

недостаточно насытить урок русского языка условно-коммуникативными или

коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи.

Важно предоставить учащимся возможность решать какие-то проблемы, рассуждать

над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали

внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль,

а язык формировал и формулировал эту мысль.

 

Просмотров: 743


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст