"Есіл ауданының білім бөлімінің Жаныспай негізгі мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі»
Коммунальное государственное учреждение «Жаныспайская основная школа отдела образования Есильского района»

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Родительское собрание: "ПОСЕЕШЬ ПРИВЫЧКУ – ПОЖНЕШЬ ХАРАКТЕР"

20.11.2017

ПОСЕЕШЬ ПРИВЫЧКУ – ПОЖНЕШЬ ХАРАКТЕР

(собрание-консультация, посвященное проблеме

воспитания бережливости)

Цели: показать роль родителей, семьи в

формировании бережливости; оказать родителям помощь в преодолении трудностей,

связанных с воспитанием правильного отношения к деньгам и другим материальным

благам.

Оборудование: оформление кабинета (на доске –

тема, эпиграф); набор карточек с ситуациями и вопросами для обсуждения; набор

карточек «Астрологи советуют».

Рекомендации: на собрание желательно пригласить

психолога. Хорошо, если с вопросами, волнующими родителей, психолог

познакомится заранее, в этом случае у него будет вероятность подготовить более

глубокие и подробные ответы.

Ход собрания

Мы в детстве

были много откровенней:

– Что у тебя на

завтрак? – Ничего.

– А у меня хлеб

с маслом и вареньем.

Возьми немного

моего…

Года прошли, и

мы иные стали…

А. Решетов

Учитель. Здравствуйте, дорогие коллеги! У

нас – очередная серьезная проблема. А значит – мы нуждаемся в консультации тех,

кто с этой проблемой знаком. Дети, деньги, бережливость… Так бы я обозначила

ключевые слова нашего разговора. Как правильно выстроить отношения ребенка и

денег? Как научить ребенка быть бережливым в наше время? Как сделать так, чтобы

открытые и щедрые дети под влиянием нашего воспитания не превратились в скупых

и скаредных людей? (См. эпиграф.) Готовы приступить к работе? Тогда – за дело.

Предлагаю несколько ситуаций для обсуждения.

Ситуации для обсуждения

Ситуация 1.

Шестилетнего

ребенка родители отправили к бабушке в деревню. И вот там шесть старушек сядут

на лавочке у дома и радуются на городского внука. Конечно, каждая чем-нибудь

угощает. И тут же просит: «А бабушке дашь»? Дети – ангелы, потому что они не

ведают добра и зла, они просто живут, и отзывчивость, милосердие присутствуют в

каждом изначально. И ребенок охотно подбегал к бабушке, протягивал ей все, что

было в руках. А бабушка гладила его по головке и говорила: «Спасибо, внучек.

Кушай сам. Бабушке ничего не надо».

Учитель

Конечно, ни один

взрослый не хочет воспитать своего ребенка плохим человеком и сделать его и

себя несчастным. Но многое, в том числе и жадность, мы воспитываем, сами того

не подозревая.

Поймите и

запомните: когда

вы говорите со своим ребенком, подумайте, «как ваше слово отзовется». Своими

словами вы даете малышу психологическую установку к действию. То есть если

«бабушке сегодня ничего не надо» от внука или внучки, завтра ничего не надо...

Как можно ждать от них, повзрослевших, что они догадаются для тебя что-то

купить, а тем более поделиться своим? И нечему удивляться, а обижаться можно

только на себя.

Ситуация 2.

Я работаю

гувернанткой – так теперь называется домашний воспитатель – и вот что наблюдаю.

Когда детям приносят сладости, то дают каждому, скажем, по апельсину. Кто-то

съел раньше, и ему хочется еще, он просит у брата: «Дай кусочек». А тот в

ответ: «Ты свое съел». И мама, если попросит поделиться, получает тот же ответ.

Пояснения

педагога.

Если в вашей

семье бывают такие сцены, советую: не давайте детям сразу все, а лучше что-то

одно разделите на всех. Пусть достанется по чуть-чуть, но главное – вы душой

друг для друга. Кто-то может сказать: «Вот еще! У меня денег вполне хватает,

чтобы не обеднять моего ребенка». Да, в материальном плане вы его обеспечите, и

порадуете, и побалуете, но в моральном – нанесете ущерб и малышу, и себе.

Потому что воспитаете жадину. И в первую очередь жадным он будет с вами.

Оглянитесь, сколько таких взрослых людей, которые не только материально своим

родителям не помогают, но и не интересуются, живы ли они.

Ситуация 3.

Отец входит в

комнату сына и видит, что в комнате горит свет изо всех источников, имеющихся в

помещении (настольная лампа, люстра).

– Выключи

ненужный свет, – просит отец.

– Пап, ты ведешь

себя, словно бедняк, – отвечает сын.

Учитель. Только неумные люди стесняются

быть бережливыми. Приведенная в качестве примера ситуация показывает, что в

этой семье проблема запущена. В ребенке с самого раннего возраста следует

закладывать основы характера будущего рачительного хозяина.

Учитель. Очень часто нам приходится быть

свидетелями не очень приятных сцен между родителями и детьми в магазине.

«Купи!» – надрывается в истерике малыш. И очень часто родители покупают что

угодно, лишь бы прекратился этот душераздирающий ор. Ваши дети, конечно, уже не

падают на пол в истерике, так как вышли из этого возраста, но проблемы их

денежного довольствия наверняка остро стоят в ваших семьях.

Знают ли дети

цену рубля?

Мы попытались

это выявить путем несложного анкетирования.

Анкета для детей

1. Сколько стоит

буханка хлеба, который принято покупать в вашей семье?

2. Какая часть

месячного заработка отца или матери потрачена на покупку той или иной вещи

(брюк, куртки, ботинок)?

3. Сколько твои

родители потратили денег, собирая тебя в школу?

Вот какую

картину позволили нарисовать эти анкеты. (Знакомство родителей с

результатами анкетирования.)

Учитель. Какие ошибки чаще всего совершают

родители, воспитывая ребенка?

1. Уверенность в

том, что воспитание бережливости – дело второстепенное.

2. Вторая

ошибка: да, люди слыхали, а то и читали, что главные черты характера у детей

закладываются в 4–5 лет. И если это мнение специалистов, зачем его оспаривать?

Но это главные черты характера: честность и правдивость, отвага и выдержка,

доброта и чуткость, а не такая побочная, как бережливость! Или хотя бы об этом

надо думать попозже, когда ребенок в школу пойдет. Тут надо предостеречь:

характер есть единое целое. И слово «характер» (по-гречески «отпечаток») для

ребенка-дошкольника означает отпечаток прежде всего – чего? кого? Живых людей,

среди которых он растет… И упомянутая вторая ошибка обычно отражает нехватку

внимания личного примера старших по части и бережливости.

3. Видимо, не

нужно говорить про третью ошибку: считать, что бережливость, рачительность

касается только вещей, обновок. Чрезмерно узкое понимание самого качества

наблюдается часто (можно беречь вещи, а время необязательно).

Но где

отсутствует уважение к своему и чужому труду, уважение к добротным и красивым

вещам, сработанным мастерами, там процветают Плюшкины и мещане-стяжатели,

которые «норовят все нести в дом, а не из дому». Надо ли повторять, что

стяжатели обкрадывают сами себя, что умение дарить и делиться поважнее, чем

тащить все в дом? Про это у нас пишут немало, а повторить, похоже, не мешает:

много еще людей готовы держаться за истлевшую «мудрость», и искренне верят, что

на этом пути их ждет выигрыш…

4. Неосознанная

вера в рецепты и в системы. Но ведь нет универсального рецепта, применяемого ко

всем ситуациям, к любому ребенку. Уж если Лев Толстой признавал, что

педагогические занятия с детьми заставляли больше его самого учиться, чем учить

детей, больше самому воспитываться, чем создавать души детей, то… Наверное, и

нам надо помнить это?

Вопросы для обсуждения

1. Нужно ли

давать детям деньги?

 Конечно. Даже у первоклассников возникает

потребность купить себе пирожное или булку в школьном буфете. Да и приобщение к

домашнему хозяйству – важный момент в воспитании. А в помощь по дому может

входить осуществление мелких покупок (хлеба, мыла, зубной пасты).

2. Сколько

денег давать и как это лучше делать?

В каждой семье

этот вопрос решается индивидуально, однако лучше всего, если это будет

фиксированная сумма, которая будет выдаваться сначала раз в день, затем раз в

неделю, затем раз в месяц по мере взросления ребенка и формирования у него

умения планировать свои расходы.

Естественно,

сумма может и должна меняться в соответствии с изменением потребностей ребенка.

Но каждое прибавление должно детально обговариваться. Точные возрастные рамки

здесь указать не возможно кто-то и в семь лет сможет распланировать свои

покупки на неделю, а кто-то и в 10 лет будет все тратить в первый день.

3. Следует ли

требовать от ребенка отчет о потраченных деньгах?

Ребенок сам

планирует свои расходы и решает, что важнее купить, а от каких покупок следует

воздержаться. Родители должны помогать ему в этом, избегая, однако, мелочной

опеки, А. С. Макаренко пишет: «...надо так давать детям деньги, чтобы они могли

тратить куда хочу – юридически, а на самом деле, чтобы на каждом шагу тормозили

свое желание. Только при таких условиях карманные деньги принесут свою пользу».

Не следует

считать каждую копейку, израсходованную ребенком. Он должен знать, что к нему

относятся с доверием, что в разумном и возможном отказа ему не будет.

Постоянные ограничения развивают в ребенке повышенный интерес к деньгам, доверие

этот интерес гасит.

4. Нужно ли

использовать деньги в качестве поощрения или наказания?

Деньги как

средство поощрения и наказания использоваться не должны. Мы даем детям деньги

потому, что они им нужны – на школьные завтраки, на мороженое, на... В каждой

семье этот список свой. А вовсе не за хорошее поведение или оценки.

Почему не стоит

поощрять хорошую учебу или домашние дела деньгами? Да потому что в первую

очередь ребенок должен учиться для себя. Учеба, какой бы она ни была, прежде

всего, нужна самому ребенку. Это – работа на себя. Для знаний, для оценок, для

вуза...

Кроме того,

ребенок живет в семье, которая о нем заботится морально, материально, духовно и

физически. И если на него возлагаются какие то обязанности – это его вклад в

семью, его помощь самым близким людям, его обязанность. Такая же, как

обязанность отца – зарабатывать деньги, матери – вести домашнее хозяйство.

«Оплачивая» детям помощь семье и учебу, мы можем вырастить эгоистов,

«потребителей» по жизни, не способных на бескорыстную отдачу.

5. Нужна ли

ребенку копилка? Хороший ли это подарок?

 В наличии

у ребенка копилки нет ничего ни хорошего, ни плохого. Это всего лишь средство

воспитания. Все дело в том, как родители преподносят этот

подарок. Некоторые считают, что копилка развивает у детей дух накопительства;

стремясь ее накопить, ребенок начинает соображать, каким путем их заработать.

В семьях же, где

дети приучены пользоваться деньгами, где деньги не рассматриваются как средство

родительской власти – не несет никакого отрицательного влияния на формирование

нравственных качеств ребенка.

6. Влияет ли

отношение к деньгам, сформированное в детстве, на жизнь человека в будущем?

Да. Порой

неправильная позиция родителей в детстве очень сильно влияет на ребенка,

ставшего взрослым.

В каждой семье

свое отношение к деньгам, к тому, как их зарабатывать и как тратить. Для

каждого его вариант единственно правильный, потому что привычный, усвоенный с

детских лет.

Часто мамы

ограждают своих детей от материальных проблем, стараются не говорить о них с

ребенком и по возможности ни в чем ему не отказывать, чтобы не лишать счастливого

детства. В результате взрослый мужчина, усвоивший, что денежные затруднения его

не касались, а являлись маминой «головной болью», ожидает, что теперь его

денежные проблемы возьмет на себя жена. Он привык, что все его нужды

удовлетворяются волшебным образом, а сам он избавлен от какой бы то ни было

ответственности. Вряд ли с такой жизненной позицией ему будет легко.

Иные родители

считают, что если они обеспечивают ребенка материально и у него есть все

необходимое, то этого вполне достаточно. Но ничто не заменит ребенку общение с

мамой и папой. И это общение не должно ограничиваться вопросом: «Какие у тебя

сегодня отметки?». Деньги не должны подменять человеческое тепло, ими нельзя

«откупиться», потому что в лучшем случае вы получите в будущем то же самое.

Наверняка у

каждого из вас есть свои детские воспоминания, связанные с деньгами. Зачастую,

основываясь именно на них, мы выбираем модель поведения со своим ребенком.

Иногда родители идут «семейным» путем, а иногда: «Я был этого лишен с детства,

так пусть мой ребенок не знает этих проблем». Конечно же, вы понимаете, что

любая крайность вредна и лишь разумная «золотая середина» будет полезна.

Учитель. Очень хочется верить, что наш

разговор за круглым столом поможет вам избежать острых углов в вопросах домашнего

воспитания. Никто никому не дает рецепта, следуя которому можно выйти из любой

сложной педагогической ситуации. Только чуткость, продуманность, какой-то

собственный опыт может помочь найти нужное решение. Нужно учитывать

психологические особенности вашего ребенка. Некоторые психологи склонны

считать, что даже потенциал знаков зодиака влияет на возможности развития

бережливости (расточительности) у ребенка.

 

Просмотров: 530


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст