ПОСЕЕШЬ ПРИВЫЧКУ – ПОЖНЕШЬ ХАРАКТЕР
(собрание-консультация, посвященное проблеме
воспитания бережливости)
Цели: показать роль родителей, семьи в
формировании бережливости; оказать родителям помощь в преодолении трудностей,
связанных с воспитанием правильного отношения к деньгам и другим материальным
благам.
Оборудование: оформление кабинета (на доске –
тема, эпиграф); набор карточек с ситуациями и вопросами для обсуждения; набор
карточек «Астрологи советуют».
Рекомендации: на собрание желательно пригласить
психолога. Хорошо, если с вопросами, волнующими родителей, психолог
познакомится заранее, в этом случае у него будет вероятность подготовить более
глубокие и подробные ответы.
Ход собрания
Мы в детстве
были много откровенней:
– Что у тебя на
завтрак? – Ничего.
– А у меня хлеб
с маслом и вареньем.
Возьми немного
моего…
Года прошли, и
мы иные стали…
А. Решетов
Учитель. Здравствуйте, дорогие коллеги! У
нас – очередная серьезная проблема. А значит – мы нуждаемся в консультации тех,
кто с этой проблемой знаком. Дети, деньги, бережливость… Так бы я обозначила
ключевые слова нашего разговора. Как правильно выстроить отношения ребенка и
денег? Как научить ребенка быть бережливым в наше время? Как сделать так, чтобы
открытые и щедрые дети под влиянием нашего воспитания не превратились в скупых
и скаредных людей? (См. эпиграф.) Готовы приступить к работе? Тогда – за дело.
Предлагаю несколько ситуаций для обсуждения.
Ситуации для обсуждения
Ситуация 1.
Шестилетнего
ребенка родители отправили к бабушке в деревню. И вот там шесть старушек сядут
на лавочке у дома и радуются на городского внука. Конечно, каждая чем-нибудь
угощает. И тут же просит: «А бабушке дашь»? Дети – ангелы, потому что они не
ведают добра и зла, они просто живут, и отзывчивость, милосердие присутствуют в
каждом изначально. И ребенок охотно подбегал к бабушке, протягивал ей все, что
было в руках. А бабушка гладила его по головке и говорила: «Спасибо, внучек.
Кушай сам. Бабушке ничего не надо».
Учитель
Конечно, ни один
взрослый не хочет воспитать своего ребенка плохим человеком и сделать его и
себя несчастным. Но многое, в том числе и жадность, мы воспитываем, сами того
не подозревая.
Поймите и
запомните: когда
вы говорите со своим ребенком, подумайте, «как ваше слово отзовется». Своими
словами вы даете малышу психологическую установку к действию. То есть если
«бабушке сегодня ничего не надо» от внука или внучки, завтра ничего не надо...
Как можно ждать от них, повзрослевших, что они догадаются для тебя что-то
купить, а тем более поделиться своим? И нечему удивляться, а обижаться можно
только на себя.
Ситуация 2.
Я работаю
гувернанткой – так теперь называется домашний воспитатель – и вот что наблюдаю.
Когда детям приносят сладости, то дают каждому, скажем, по апельсину. Кто-то
съел раньше, и ему хочется еще, он просит у брата: «Дай кусочек». А тот в
ответ: «Ты свое съел». И мама, если попросит поделиться, получает тот же ответ.
Пояснения
педагога.
Если в вашей
семье бывают такие сцены, советую: не давайте детям сразу все, а лучше что-то
одно разделите на всех. Пусть достанется по чуть-чуть, но главное – вы душой
друг для друга. Кто-то может сказать: «Вот еще! У меня денег вполне хватает,
чтобы не обеднять моего ребенка». Да, в материальном плане вы его обеспечите, и
порадуете, и побалуете, но в моральном – нанесете ущерб и малышу, и себе.
Потому что воспитаете жадину. И в первую очередь жадным он будет с вами.
Оглянитесь, сколько таких взрослых людей, которые не только материально своим
родителям не помогают, но и не интересуются, живы ли они.
Ситуация 3.
Отец входит в
комнату сына и видит, что в комнате горит свет изо всех источников, имеющихся в
помещении (настольная лампа, люстра).
– Выключи
ненужный свет, – просит отец.
– Пап, ты ведешь
себя, словно бедняк, – отвечает сын.
Учитель. Только неумные люди стесняются
быть бережливыми. Приведенная в качестве примера ситуация показывает, что в
этой семье проблема запущена. В ребенке с самого раннего возраста следует
закладывать основы характера будущего рачительного хозяина.
Учитель. Очень часто нам приходится быть
свидетелями не очень приятных сцен между родителями и детьми в магазине.
«Купи!» – надрывается в истерике малыш. И очень часто родители покупают что
угодно, лишь бы прекратился этот душераздирающий ор. Ваши дети, конечно, уже не
падают на пол в истерике, так как вышли из этого возраста, но проблемы их
денежного довольствия наверняка остро стоят в ваших семьях.
Знают ли дети
цену рубля?
Мы попытались
это выявить путем несложного анкетирования.
Анкета для детей
1. Сколько стоит
буханка хлеба, который принято покупать в вашей семье?
2. Какая часть
месячного заработка отца или матери потрачена на покупку той или иной вещи
(брюк, куртки, ботинок)?
3. Сколько твои
родители потратили денег, собирая тебя в школу?
Вот какую
картину позволили нарисовать эти анкеты. (Знакомство родителей с
результатами анкетирования.)
Учитель. Какие ошибки чаще всего совершают
родители, воспитывая ребенка?
1. Уверенность в
том, что воспитание бережливости – дело второстепенное.
2. Вторая
ошибка: да, люди слыхали, а то и читали, что главные черты характера у детей
закладываются в 4–5 лет. И если это мнение специалистов, зачем его оспаривать?
Но это главные черты характера: честность и правдивость, отвага и выдержка,
доброта и чуткость, а не такая побочная, как бережливость! Или хотя бы об этом
надо думать попозже, когда ребенок в школу пойдет. Тут надо предостеречь:
характер есть единое целое. И слово «характер» (по-гречески «отпечаток») для
ребенка-дошкольника означает отпечаток прежде всего – чего? кого? Живых людей,
среди которых он растет… И упомянутая вторая ошибка обычно отражает нехватку
внимания личного примера старших по части и бережливости.
3. Видимо, не
нужно говорить про третью ошибку: считать, что бережливость, рачительность
касается только вещей, обновок. Чрезмерно узкое понимание самого качества
наблюдается часто (можно беречь вещи, а время необязательно).
Но где
отсутствует уважение к своему и чужому труду, уважение к добротным и красивым
вещам, сработанным мастерами, там процветают Плюшкины и мещане-стяжатели,
которые «норовят все нести в дом, а не из дому». Надо ли повторять, что
стяжатели обкрадывают сами себя, что умение дарить и делиться поважнее, чем
тащить все в дом? Про это у нас пишут немало, а повторить, похоже, не мешает:
много еще людей готовы держаться за истлевшую «мудрость», и искренне верят, что
на этом пути их ждет выигрыш…
4. Неосознанная
вера в рецепты и в системы. Но ведь нет универсального рецепта, применяемого ко
всем ситуациям, к любому ребенку. Уж если Лев Толстой признавал, что
педагогические занятия с детьми заставляли больше его самого учиться, чем учить
детей, больше самому воспитываться, чем создавать души детей, то… Наверное, и
нам надо помнить это?
Вопросы для обсуждения
1. Нужно ли
давать детям деньги?
Конечно. Даже у первоклассников возникает
потребность купить себе пирожное или булку в школьном буфете. Да и приобщение к
домашнему хозяйству – важный момент в воспитании. А в помощь по дому может
входить осуществление мелких покупок (хлеба, мыла, зубной пасты).
2. Сколько
денег давать и как это лучше делать?
В каждой семье
этот вопрос решается индивидуально, однако лучше всего, если это будет
фиксированная сумма, которая будет выдаваться сначала раз в день, затем раз в
неделю, затем раз в месяц по мере взросления ребенка и формирования у него
умения планировать свои расходы.
Естественно,
сумма может и должна меняться в соответствии с изменением потребностей ребенка.
Но каждое прибавление должно детально обговариваться. Точные возрастные рамки
здесь указать не возможно кто-то и в семь лет сможет распланировать свои
покупки на неделю, а кто-то и в 10 лет будет все тратить в первый день.
3. Следует ли
требовать от ребенка отчет о потраченных деньгах?
Ребенок сам
планирует свои расходы и решает, что важнее купить, а от каких покупок следует
воздержаться. Родители должны помогать ему в этом, избегая, однако, мелочной
опеки, А. С. Макаренко пишет: «...надо так давать детям деньги, чтобы они могли
тратить куда хочу – юридически, а на самом деле, чтобы на каждом шагу тормозили
свое желание. Только при таких условиях карманные деньги принесут свою пользу».
Не следует
считать каждую копейку, израсходованную ребенком. Он должен знать, что к нему
относятся с доверием, что в разумном и возможном отказа ему не будет.
Постоянные ограничения развивают в ребенке повышенный интерес к деньгам, доверие
этот интерес гасит.
4. Нужно ли
использовать деньги в качестве поощрения или наказания?
Деньги как
средство поощрения и наказания использоваться не должны. Мы даем детям деньги
потому, что они им нужны – на школьные завтраки, на мороженое, на... В каждой
семье этот список свой. А вовсе не за хорошее поведение или оценки.
Почему не стоит
поощрять хорошую учебу или домашние дела деньгами? Да потому что в первую
очередь ребенок должен учиться для себя. Учеба, какой бы она ни была, прежде
всего, нужна самому ребенку. Это – работа на себя. Для знаний, для оценок, для
вуза...
Кроме того,
ребенок живет в семье, которая о нем заботится морально, материально, духовно и
физически. И если на него возлагаются какие то обязанности – это его вклад в
семью, его помощь самым близким людям, его обязанность. Такая же, как
обязанность отца – зарабатывать деньги, матери – вести домашнее хозяйство.
«Оплачивая» детям помощь семье и учебу, мы можем вырастить эгоистов,
«потребителей» по жизни, не способных на бескорыстную отдачу.
5. Нужна ли
ребенку копилка? Хороший ли это подарок?
В наличии
у ребенка копилки нет ничего ни хорошего, ни плохого. Это всего лишь средство
воспитания. Все дело в том, как родители преподносят этот
подарок. Некоторые считают, что копилка развивает у детей дух накопительства;
стремясь ее накопить, ребенок начинает соображать, каким путем их заработать.
В семьях же, где
дети приучены пользоваться деньгами, где деньги не рассматриваются как средство
родительской власти – не несет никакого отрицательного влияния на формирование
нравственных качеств ребенка.
6. Влияет ли
отношение к деньгам, сформированное в детстве, на жизнь человека в будущем?
Да. Порой
неправильная позиция родителей в детстве очень сильно влияет на ребенка,
ставшего взрослым.
В каждой семье
свое отношение к деньгам, к тому, как их зарабатывать и как тратить. Для
каждого его вариант единственно правильный, потому что привычный, усвоенный с
детских лет.
Часто мамы
ограждают своих детей от материальных проблем, стараются не говорить о них с
ребенком и по возможности ни в чем ему не отказывать, чтобы не лишать счастливого
детства. В результате взрослый мужчина, усвоивший, что денежные затруднения его
не касались, а являлись маминой «головной болью», ожидает, что теперь его
денежные проблемы возьмет на себя жена. Он привык, что все его нужды
удовлетворяются волшебным образом, а сам он избавлен от какой бы то ни было
ответственности. Вряд ли с такой жизненной позицией ему будет легко.
Иные родители
считают, что если они обеспечивают ребенка материально и у него есть все
необходимое, то этого вполне достаточно. Но ничто не заменит ребенку общение с
мамой и папой. И это общение не должно ограничиваться вопросом: «Какие у тебя
сегодня отметки?». Деньги не должны подменять человеческое тепло, ими нельзя
«откупиться», потому что в лучшем случае вы получите в будущем то же самое.
Наверняка у
каждого из вас есть свои детские воспоминания, связанные с деньгами. Зачастую,
основываясь именно на них, мы выбираем модель поведения со своим ребенком.
Иногда родители идут «семейным» путем, а иногда: «Я был этого лишен с детства,
так пусть мой ребенок не знает этих проблем». Конечно же, вы понимаете, что
любая крайность вредна и лишь разумная «золотая середина» будет полезна.
Учитель. Очень хочется верить, что наш
разговор за круглым столом поможет вам избежать острых углов в вопросах домашнего
воспитания. Никто никому не дает рецепта, следуя которому можно выйти из любой
сложной педагогической ситуации. Только чуткость, продуманность, какой-то
собственный опыт может помочь найти нужное решение. Нужно учитывать
психологические особенности вашего ребенка. Некоторые психологи склонны
считать, что даже потенциал знаков зодиака влияет на возможности развития
бережливости (расточительности) у ребенка.