Внеклассное
мероприятие
интеллектуальная игра по географии
целевая аудитория ученики 5-9 классов.
Форма
проведения: игра «Что? Где? Когда?»
·
Цель урока: повторить,
обобщить, закрепить знания, полученные в курсе географии 5-9 классы в
занимательной форме;
Повысить
интерес к предмету географии;
Просмотреть
межпредметные связи с другими предметами школьного курса;
Воспитывать
дух единства в школе, умение работать в коллективе.
Оборудование: атрибуты. карты. «картина с буквами», карточки с заданиями
Ход
урока:
Эпиграф
к уроку:
Есть
прекрасная наука,
О
морях, озерах, суше.
География
не скука,
Только
тихо надо слушать.
Где
растут березы, ели,
Где
пустыня протянулась,
Где
дожди идут недели,
Засуха
где затянулась.
География
– не скука!
С ней
нам очень интересно
География
– наука,
Это с
древности известно
I тур Отборочный
Вопросы для учащихся (ответивший на вопрос занимает место в
команде)
1 конкурс – «Разминка». Что означают эти цифры?
1. 3000 (протяженность с запада на восток)
2. 1991 (год принятия независимости)
3. 6995 (самая высокая точка Казахстана)
4. 15000 (общая протяженность государственной границы)
5. – 132 (самая низкая точка Казахстана)
6. 9 (место в мире по площади территории)
7. 2724,9
(площадь РК)
8. 17 000 000 (население РК)
9. 1650 (протяженность с севера на юг)
10. 14 (количество областей)
Конкурс 2 «Мои соседи по
планете»
Надуть шарик (это Земля) и изобразить на нем разных организмов,
которые населяют нашу планету. Победит та команда, на шаре которой будет больше
живых существ и они будут разнообразнее.
Вопросы
из области знаний «Гидросфера»
1.
Правильно ли
утверждение, что многолетние ледники и снежники можно встретить только в
высоких горах?
( ответ: нет не только, они могут
образоваться там, где среднегодовая t0С
= 00С или отрицательная (полярные широты). Ледники и снежники
образуются на высоте 2000 м над уровнем моря)
2.
Почему в самых малых
реках летом вода холодная, а зимой теплая, выше чем в крупных реках?
( питаются эти реки подземными водами t+ 40 С; + 60С летом
холодная, а зимой теплая)
«Найди
ошибку». Командам раздаются
карточки с предложениями. В этих предложениях есть ошибки, которые нужно найти.
1. Ребята сплавлялись на плоту по реке Ертыс. На третий день возникли проблемы
на границе с Китаем. (если плыть по течению, то не с Китаем, а с Россией).
2. С Жунгарского Алатау с огромной скоростью сошел селевой поток. Актау сильно
пострадал. (не Актау, а Талдыкорган).
3. Альпинисты покорили свой очередной восьмитысячник Хан-Тенгри, теперь в
планах – восхождение на Джомолунгму. (^ Хан-Тенгри не дотягивает до
восьми тысяч).
4. Нефтяники Костаная «забили» 18 скважин, но лишь последняя дала долгожданное
«черное золото». (на севере нет нефти).
Вопросы
из области знаний «Атмосфера»
1.
Почему над городом
выпадает больше осадков, чем в пригородной зоне?
(так
как асфальт благоприятствует быстрому нагреванию воздуха, затем испарению, что
способствует образованию облаков. Кроме того воздух городов сильно запылен.)
2.
В какое время года :
зимой или летом отмечаются наибольшая амплитуда колебаний атмосферного
давления?
(
зимой)
3.
Учитель показывает
буквы, а обучающиеся называют виды ветров
(
муссоны, пассаты, бриз, западные)
Вопросы
на Смекалку
1.
Аукцион. Из набора
букв составить как можно больше слов (географических терминов)
(Ответы:
море, залив, озеро, океан, пролив, остров, полуостров)
2.
Сколько длятся сутки
на экваторе?
(Ответ:
24 часа)
3.
Задание из «Черного
ящика» учитель называет характеристики полезного ископаемого, а обучающиеся
догадываются о чем идет речь
Горная
порода, без использования которой невозможна жизнь человека.
Ее
человек ежедневно использует в своей жизни, быту
Животным
ее используют для улучшения аппетита, особенно крупному рогатому скоту
Она
бывает белая, поваренная, каменная
Используют
в пищу
(Ответ:
соль)
Игра со зрителями
конкурс «В океане юмора»
(география + юмор)
1) Шуточная географическая викторина:
конкурс «К литературным источникам»
(география + литература)
1) География в русских пословицах:
- Вспомните, узнайте или отгадайте, какие географические названия, термины
и понятия встречаются в этих русских пословицах.
Язык до... (сейчас город на Украине) доведёт. (Киев)
Погиб, как швед под... (город). (Полтава)
Не разом... (город) строилась. (Москва)
Нет... (озеро) без омуля и омуля без... (озеро). (Байкал)
Без труда не вытащишь и рыбки из... (пруда)
Не
всё..., что блестит (золото)
конкурс «География в стихах»
Командам поочередно задают вопросы,
правильный ответ – 1 балл, в случае не правильного ответа на вопрос, право
ответа переходит к другой команде.
В атмосфере снизилось давление,
воздух переходит в наступление.
Пробежит со скоростью большой, летом
– дождь, и снегопад – зимой.
(Циклон)
Давление высокое, воздух сухой,
слабенький ветер, тишь и покой.
Зимою при солнце крепкий мороз, летом
же «ясный» выдан прогноз.
(Антициклон)
Я был когда-то смолою, из трещин
стволов вытекал,
Искрился на солнце порою и липкой
слезой застывал.
(Янтарь)
Росли на болоте растения. Теперь –
это топливо и удобрение.
(Торф)
Порода горного царства из шпата,
слюды и кварца.
(Гранит)
Для легкости в сплавы дается, мощь
самолета создал.
Тягуч и пластичен, отлично куется
серебряный этот металл.
(Алюминий)
В Египте, в Палестине, в Алжире он
живет –
Древнейший мусульманский, выносливый
народ.
(Арабы)
В том государстве дожди и туманы,
дождь, как из сита, льет, моросит,
Ну, а туманы гуще сметаны – в воздухе
шляпу повесишь – висит!
(Англия)
Самого крупного зверя в мире навряд
ли кто приручит:
Полхвоста – в Турции, полхвоста – в
Сирии, а нос из Ирака торчит!
(Река – Тигра)
Течет река на просторе, поит Азовское
море,
Вдоль ее берегов Тула, Воронеж,
Ростов.
(Дон)
Эта столица на Тибре – реке от моря
Тирренского невдалеке.
(Рим)
Стою на Влтавой столицей златоглавой.
(Прага)
Я – город-рыбак, город-моряк,
Петербурга зимнее окно. Скажи мне: я
кто?
(Мурманск)
Я город краевой над Кубанью – рекой.
(Краснодар)
конкурс «По заповедным местам»
(география + зоология)
1) Отгадайте названия географических объектов, в которых обосновались
различные животные.
конкурс «Вкусная география»
(география + кулинария)
(Гамбург - гамбургер),
конкурс «Песенная география»
(география + музыка)
- Познакомиться и подружиться с географией помогут и популярные, известные
песни, романсы. Вам нужно отгадать пропущенные в песенных текстах
географические термины, понятия и названия. И напеть эти песни.
Светит незнакомая звезда,
Снова мы оторваны от дома,
Снова между нами... (населённый пункт),
Взлётные огни аэродромов.
Здесь у нас... (атмосферное явление) и... (осадки),
Здесь у нас холодные рассветы,
Здесь на неизведанном пути
Ждут замысловатые сюжеты.
Ледяной горою... (скопление льда)
Из...(атмосферное явление) вырастает,
И несёт его... (поток воды)
По бескрайним, по...(водоём).
Весь покрытый зеленью,
Абсолютно весь,
... (участок суши) Невезения,
В... (водоём) есть
...(участок суши) Невезения В...(водоём) есть,
Весь покрытый зеленью, Абсолютно весь.
III. Подведение итогов, награждение.
Вопросы
к зрителям
Занимательные вопросы по географии.
1.В
каком море нельзя утонуть? Почему?
В мертвом
море-озере, вода в нем очень соленая, поэтому плотность воды больше, чем
плотность человеческого тела, из-за этого человек не тонет.
2.Как
вы думаете, почему рыбаки на побережье Белого моря ставят рыбачьи сети строго
по часам?
Во время
прилива - через каждые 6 часов - в сетку попадает рыба.
3.Можно
ли утверждать, что бутылочная почта- это только атрибут произведений
приключенческого жанра?
И сегодня
люди из разных уголков Земли кидают миллионы запечатанных бутылок с посланиями;
а ученые, используя этот давний способ, изучают направления и скорости течений
и другие особенности вод.
4.В
Африке около одного родника всегда оживленно: женщины опускают на дно корзинки
с мясом, а вынимают их, то мясо оказывается не только сваренным, но и
посоленным. Как вы можете объяснить такое чудо природы?
В этом
месте бьет горячий источник с минерализованной водой.
5. В
Казахстане есть удивительное озеро: в восточной его части вода соленая, а в
западной - в основном пресная. О каком озере идет речь?
Это озеро
Балхаш, которое разделено на две части: западная часть озера опресняется рекой
Или, а восточную часть впадают небольшие реки.
6.Объясните, почему у айсбергов надводная часть иногда
составляет 1/5- 1/7 их общей высоты.
Это связано с плотностью морской воды, поэтому айсберги так
глубоко погружены в воду.
7.Назовите одно из крупнейших государств мира, большая
часть которого расположена в восточном полушарии, а самая восточная часть - в
западном?
Россия.
8.Назовите самую высокогорную столицу мира? Где она
находится?
Ла-Пас-столица Боливии, находится в Андах на высоте 3700 м.
9.В каком месте земного шара была зафиксирована самая
высокая температура воздуха (+58 С)?
В северной Африке, в районе города Триполи.
10. На Земле, в районах распространения растворимых
пород-известняков, гипсов, доломитов, встречаются озера, в которых уровень воды
иногда очень резко меняется. А в некоторых вода совсем исчезает? Как вы можете
объяснить эти загадочные явления с научной точки зрения?
Когда эти породы растворяются, вода просачивается через
пустоты и уровень воды в озере резко изменяется.
11.Какой город на земном шаре разделен проливом на две
части света - Европу и Азию? Многие жители этого города живут в Европе, а на
работу ездят в Азию.
Стамбул в Турции.
12.Почему, когда мы говорим об экваторе, вспоминаем одно из
южно- американских государств? Назовите это государство.
Эквадор.
13.Самолет летел на юг, но, долетев до одной из точек, не
меняя направления движения, продолжал лететь на север. Почему самолет не мог
двигаться дальше на юг?
Самолет долетел до Южного полюса Земли.
14.На Дальнем Востоке есть железнодорожная станция Ерофей
Павлович, в честь этого отечественного путешественника назвали и крупный
город-порт. Кто это?
Е.П. Хабаров.
15. На Южном острове в Новой Зеландии есть река, в которой
можно сварить выловленную в ней же рыбу, не вынимая из воды. Как вы можете
объяснить этот фантастический «трюк»?
Эту реку одновременно питают горячие и холодные источники,
и вода в ней не успевает смешиваться. В одном месте она такая же ледяная, как в
горных речках, а в другом месте её водой можно ошпариться.
16. Какая река, протекающая на северо-западе нашей страны,
всем сообщает, что она очень большая?
Река Великая, на самом деле её длина 406 км.
17. В каком озере нашей страны, расположенном в
Астраханской области летом в результате сильного испарения образуется такой
мощный слой соли, что по нему прокладывают Железнодорожное полотно, и в вагоны
грузят соль , прямо на середине озера?
Баскунчак. Его называют «всероссийская солонка»
18. Почему зимой и поздней осенью небо на горизонте над лесом
бывает гораздо темнее, чем над полем?
Это явление объясняется тем, что снег, лежащий на полях,
отражает почти все падающие на него лучи обратно в атмосферу. Лес же поглощает
часть падающих на него лучей, поэтому небо над лесом темнее.
19. Почему при сильных морозах кататься на лыжах становится
труднее?
Лыжи скользят потому, что снег под ними подтаивает, и
образующая пленка воды служит как бы "смазкой" для лыж. При сильных
морозах эта "смазка" практически не образуется, а кататься на лыжах
по сухому снегу гораздо труднее.
20.Иногда для утепления построек их заваливают
снегом.
Имеет ли это какой-нибудь смысл?
Снег очень порист: между снежинками и даже внутри самых
снежинок находится много воздуха, который является очень плохим проводником
тепла. Поэтому снег сохраняет тепло лучше, чем слой дерева такой же толщины.
Жюри
подводит итоги игры
Награждает
команду – победительницу и участников игры
Самоанализ урока географии в 6 классе
Тема
урока: «Повторение знаний по курсу географии 6 класса»
Тип
урока: повторительно – обобщающий
Цели
урока:
1.
Образовательная: повторить, обобщить, закрепить знания, полученные в курсе
географии 6 класса в занимательной форме;
2.
Развивающая: повысить интерес к предмету географии; развитие памяти, положительных
эмоций, умения сравнивать и выбирать верное;
Просмотреть
межпредметные связи с другими предметами школьного курса;
3.Воспитательная:
воспитывать дух единства в классе, умение работать в коллективе, интерес к
предмету географии
Структура:
6 этапов (оргмомент, сообщение темы и цели урока, разминка, актуализация
знаний, закрепление, итог урока)
Общий
уровень развития класса: в классе 22 человека. По уровню развития – средний. По
географии на «4» и «5» занимаются 8 человек.
Цели
урока достигнуты. Все, что запланировано на уроке, сделано, обучающиеся
работали активно.
В
содержание урока входят: словарная работа ( в виде отборочного тура игры, а
также терминов, включенных в задания урока, задания из области знаний
географии: атмосфера, литосфера, гидросфера, биосфера. На уроке использовались
следующие методы работы:
По виду
источников:
·
Словесные (беседа,
объяснение, ответы на вопросы)
·
Наглядные ( карточки с
заданиями, изображения типов озерных котловин)
·
Практические ( горные
породы и минералы)
По виду
деятельности: беседа, правила работы на уроке, устные задания, практические
задания, работа в группах, с карточками, с рисунками.
Формы
обучения: коллективная, работа в группах, фронтально – индивидуальная.
Средства
обучения: карточки с заданиями, горные породы и минералы, рисунки.
Содержание,
методы, формы, средства обучения выбраны в соответствии с целями. Все этапы
урока работа ли на главный – закрепление. Все взаимосвязаны. Время распределено
рационально, поэтапно.
Дидактический
материал использовался при составлении карточек; наглядные пособия – в виде
карточек с заданиями и изображениями озерных котловин, изготовлены и применены
в соответствии с целями урока.
Учитель
географии: Бакаева Н. Л.